Приветствую Вас, страстные любители фриланса!
Друзья, сегодня затронем немного щекотливую тему.

Ответьте на вопрос: если вы уже имеете опыт разработки, сталкивались ли вы со случаями, когда Заказчик просил Вас разместить на своем сайте материалы, которые ему… не принадлежат? Речь может идти как об откровенном плагиате (под плагиатом подразумевается копирование каких-либо статей) или фотографий?

Вот мой опыт. Практически в первые месяцы моей работы в качестве веб-разработчика в далеком 2011 году, я принял заказ от компании, занимающейся производством полиэтиленовой продукции (типа пакетов-маечек, которыми у нас забиты кухонные шкафы). Вся переписка велась посредством электронной почты, все задания и материалы я получал на e-mail.

Забегая вперед, дам совет тем, кто начинает свой путь во фрилансе. Друзья, примите на вооружение, что все контакты с Заказчиком, связанные с наполнением сайта тем или иным контентом должны проводится через ваши электронные почты. Не по телефону и не за чашечкой капучино в кафе — а только по электронке!

Итак, сайт уже был сдан и успешно функционировал в течение нескольких месяцев. Настолько успешно, что на него обратили внимание конкуренты моих Заказчиков. В один прекрасный день, мне позвонила моя Заказчица и попросила в срочном порядке удалить с сайта несколько фотографий, которые, как выяснилось, она скопировала с сайта своих прямых конкурентов из нашего же города. Помните, что я разрабатывал сайты в программе, которая была привязана к моему компьютеру — и все изменения мог вносить лишь я. Так вот, я без лишних вопросов, удалил контент.

А дальше было интереснее. Через несколько недель мне поступило уведомление из суда с явкой на слушание. Приплыли… Выяснилось, что конкуренты не вникая в подробности, сразу написали заявление в Федеральную антимонопольную службу, ссылаясь на недобросовестную конкуренцию. На фотографиях, которые Заказчики взяли с того сайта было оборудование, которым они не располагали. При этом, сама статья носила общеобразовательный характер и называлась «Как производят полиэтиленовую продукцию». Другими словами, Заказчики не утверждали, что располагают этим оборудованием, а просто демонстрировали процесс и механизмы, которые участвуют в производстве.

И тем не менее, прецедент возник. Разумеется, я попросил объяснений у Заказчика, каким же боком я причастен к этому разбирательству. Но внятного ответа не получил. Позднее, я смог ознакомиться с материалами, откуда выяснил, что в объяснительной, написанной Заказчиком, было сказано, что эти материалы внес Разработчик, хоть и с припиской «не имея злого умысла» (и на том спасибо).

А теперь вспомните о совете, данном немного выше. У меня имелась вся переписка с Заказчиком, где я и нашел материалы со злополучным контентом, который меня попросили разместить на сайте. Собственно, в своем объяснении, которое я предоставил суду была написана абсолютная правда со всеми распечатками нашей переписки, касающейся наполнения сайта. На суде я не присутствовал.

Все закончилось хорошо. Суд «пожурил» Заказчика, но не стал штрафовать (на 500т.р., если что!), и закрыл дело в связи с тем, что Заказчик устранил спорный контент по первому требованию.

Поэтому, друзья, будьте внимательнее, и всегда предупреждайте Заказчиков о том, что к выбору материала для сайта нужно относится серьезно. Впрочем, посмотрим правде в глаза: многие «заимствуют» материалы у своих конкурентов. Но делать это нужно с умом. Если Заказчик продает или производит мебель, допустим, в Москве, то фотографии «портфолио» следует брать, допустим, с сайтов в Новосибирске или Иркутске. То есть у организаций, которые не являются прямыми конкурентами Заказчика. Думаю, логика ясна.

С текстами сложнее: копировать один в один категорически не рекомендую, думаю, всем знаком алгоритм работы поисковиков: Ваш сайт могут попросту «заминусить». Поэтому брать можно с непременным переписыванием текстов вручную, синонимами, либо с помощью нейросетей. Словом, чтобы минимизировать его сходство с оригиналом.

Были в мое практике и другие случаи, связанные с заимствованием контента. Заказчик попросил организовать парсинг статей на свой сайт WordPress — т.е. сайт наполнялся автоматически с RSS-каналов, публикующих материалы на тематику Заказчика. Очень удобно и очень рискованно. Вот и моему Заказчику написал владелец сайта, откуда шел «слив» статей с просьбой «проявить благоразумие» и удалить с сайта статьи, которые не принадлежали Заказчику. Разумеется, они были удалены. Другой случай был связан уже с копированием фотографий с сайта моего заказчика, который занимается ремонтом квартир и является одним из самых «раскрученных» ремонтных компаний нашего города. Его конкуренты не только скопировали фото, но и удалили с них водяные знаки. Но, как вы уже поняли, у меня уже был опыт действий в таких эпизодах, поэтому я подготовил письмо для нарушителей сам (по просьбе Заказчика) 🙂 Конфликт был исчерпан быстро.

Друзья, крайне важно фиксировать в Договоре на разработку пункт, указывающий на то, что все материалы предоставляет Заказчик. И помните, что любую переписку с Заказчиками следует хранить.

На сегодня все. Дальше будет интереснее 🙂