Еще раз привет, веб-сапиенсы!
Напишу-ка я вам статью на довольно болезненную тему, чтобы вы, руководствуясь моим опытом, не совершали ошибок, которые допускал я. Мне-то посоветоваться было не кем. А у вас есть я 🙂
Разговор пойдет о предоплате при разработке сайтов.
Я точно знаю, что многие новички в погоне за Заказчиком, делают сайты без предоплаты – вплоть до сдачи проекта не берут ни копейки. Я уже не говорю, про работу по договору. Нисколько не виню таких разработчиков – сам был таким же по первости. Понять можно: когда каждый клиент на счету, хочется, чтобы он был лоялен к вам – и заговорить о предоплате решается не каждый.
Что такое предоплата для меня сейчас. Заказчик заполняет бриф на разработку сайта, и я начинаю работу – без оплаты. Но: при этом мы сразу согласовываем основные моменты: каким образом будет производиться оплата (наличный/безналичный расчет) и сроки её внесения. Я разрабатываю макет главной страницы сайта на тестовом домене. Как правило, главная страница дает именно общее представление о дизайне всего сайта. И после согласования прототипа работа останавливается до внесении предоплаты в размере 50% от стоимости сайта. Остаток уже по факту сдачи проекта. Все по-честному: Заказчик не платит за «описание» — у него уже есть ссылка с макетом сайта, а Вы, в свою очередь, не тратите уйму времени на разработку, при этом, гадая – оплатит/не оплатит.
Это мой стиль работы. Знаю, что многие берут платы по этапам: дизайн / вёрстка / наполнение функционалом и т.д.
Опишу вам 3 случая разработки, каждый из которых является своего рода сигналом к тому, что сотрудничать с таким заказчиком нужно только на условиях предоплаты.
Три случая из моей практики.
Жалость.
Тематика сайта: портал для регистрации мастеров-ремонтников – еще на заре моей занятости веб-разработчиком. При встрече заказчик сразу же сказал, что делал длительный перерыв из-за сложной операции на сердце. Деньги будут, начинай работу, так сказать. Ок, все мы люди.
Забегу вперед. Друзья, этот проект стоил мне приблизительно 1 месяца ежедневных поправок и +100500 часов телефонных разговоров, в том числе в не рабочее время. Клиент попался очень мнительный. И вот, настал момент, когда сайт практически готов.
Заказчик в какой-то момент раскрывает свой «план» о том, что он соберет мастеров и презентует им сайт. И с их вот оплат наберет на мою работу. Сложно описать словами то, что я испытывал от этой перспективы. Я сдержал свои праведные порывы, ведь человек перенес операцию на сердце… Впрочем, это не спасло его от того, что я заблокировал сайт. Навсегда, т.к. оплаты так и не получил, само собой.
Системный обман.
Знаете, всегда классно, когда тебя рекомендуют. Сарафанное радио – это, без преувеличения, 70% от всего объема поступающих заказов. Так вот, не всегда бывает здорово, когда к вам обращаются «по знакомству». Вы думаете, что раз нового клиента подкинул уже проверенный Заказчик, то дело в шляпе. И это обманчивый фактор.
Тематика сайта: центр микрохирургии глаза. Те, кто живет в Ульяновске, наверное, слега удивились, вроде бы речь о серьезной организации. Так-то оно так.
В данном случае работа остановилась как раз на разработке прототипа. Он был согласован. Оплаты не последовало.
Все бы ничего, я бы не стал описывать этот случай, т.к. для этого и создается макет, чтобы понять, готов клиент работать дальше или нет – и таких случае предостаточно. Но именно этот клиент обратился ко мне 2 года спустя.
И вот здесь ключевой фактор: нужно было сразу ставить вопрос ребром. Учитывая прошлые взаимоотношения, вносите предоплату и начинаем работать. Тем не менее, я снова потратил 2 дня на разработку нового макета. Увы, история повторилась.
Это уже системный обман и доверия к этому Заказчику больше нет.
Партнерство.
Это эпизод из моей современной истории, когда я уже придерживаюсь своего сценария и твердо заявляю о нем на переговорах. Есть категория Заказчиков, которых можно назвать Романтиками. Они изобретают идею, и, веря в неё всеми фибрами души, пытаются описать вам картину идеального будущего их проекта, который в их представлении становится мега-популярным.
На одной такой встрече, я скептично и трезво рассудил один такой замысел. Сложно объяснить людям, которые заняты лишь в свое нише, что такое лиды, что такое конкуренция в сети, и попытаться критически посмотреть на идею своего проекта – а именно на то, насколько он будет интересен пользователям. Сложность этой задачи прямо пропорциональна возрасту заказчиков, отмечу. Мне как раз довелось общаться с людьми старше меня.
Так вот, я предупредил открыто о том, что проект не будет востребован – в той мере, в какой они обрисовали себе. Но, желание Заказчика – закон. Любой каприз за ваши деньги, так сказать. И вот здесь меня поджидал сюрприз. Они не были готовы платить – зато предложили мне партнёрство в проекте, т.е. вырученные деньги делили бы между нами.
Немного отступлю. Заказчики были знакомыми моего хорошего товарища. Поэтому я ехал на переговоры с одной целью – проект выполнить.
Это был действительно масштабный замесел. Что ж, я сделал его бесплатно. Как я и предсказывал, идея не увенчалась большим успехом. Тем не менее, для себя я вынес огромнейший опыт разработки принципиального нового вида проекта, который теперь успешно предлагаю на рынке веб-разработки. В другой ситуации я бы просто не нашел время, которое можно было бы посвятить изучению Нового.
Тем же, кто не планирует изучать ничего принципиально нового – советую придерживаться условий внесения оплаты, исходя из выполненных этапов работы.
До связи!