Как же найти заказчиков на ваш услуги? Пожалуй, этот вопрос заботит всех начинающих фрилансеров. Я делаю акцент именно на начинающих. Потому что несколько лет опыта за плечами так или иначе подразумевают хорошую клиентскую базу, которая уже работает на вас посредством «сарафанного» радио.
Но как же довести свой бизнес до такого масштаба, когда клиентов искать уже не нужно: ведь они ищут вас сами. Далее речь пойдет не о контекстной рекламе, а именно а бесплатных вариантах самопродвижения.

Поделюсь своим опытом.

Создаем свой корпоративный сайт

Друзья, сайт, посредством которого вы рассказываете потенциальным заказчикам о своих услугам, должен быть сделан не на коленках, а самым что ни на есть должным образом. Старайтесь как можно критичнее подойти к вопросу его дизайна и оптимизации. Здесь вы должны быть 100%-ным перфекционистом.

Если у вас пока нет отточенных дизайнерских навыков, не стесняйтесь в качестве воодушевляющих идей открывать сайты других веб-студий, работающих не только в пределах страны, но и зарубежных. Черпайте идеи, реализуйте схожий дизайн и функционал на своем сайте. Разумеется, не следует копировать оформление один в один, но какие-то интересные «фишки» вы точно можете позаимствовать, если у вас достаточно навыков, конечно.

Нашли что-то новое? Применяйте! Чувствуете, что со временем дизайн устарел? Создавайте новый! Свой сайт www.capital-site.ru до того, как он принял теперешний вид, я полностью модернизировал 4 раза за 8 лет. И последнее обновление заняло у меня ни много, ни мало, 4 месяца.

Регистрируем наш сайт там, где его точно будут находить

Где это, спросите вы? Авито, 2ГИС, рейтинги Mail.ru и Rambler.ru, в общем – во всем известных электронных каталогах и досках объявлений. Ранее я также прогонял сайты по тысячам форумов и досок объявлений с помощью специальных утилит, но, как показывает практика, должного эффекта это не дает. Поэтому, если вам будут предлагать такую услугу, подумайте, а надо ли?

E-mail рассылки

Сразу оговорюсь: не спам. Принципиальное отличие такой рассылки в том, что она осуществляется именно потенциальным клиентам. Как я находил таковых? Ежедневно в вашем городе появляются десятки организаций, которым нужен сайт. Многие из них регистрируются в том же 2ГИС и прочих порталах (в каждом городе есть свои тематические бизнес-порталы). На регулярной основе нужно следить за регистрациями новых фирм, и отправлять им коммерческое предложение. Схема простая: фирма регистрируется на таком портале, указывает свои контактные данные, e-mail, иногда адрес сайта. Очевидно, что если адрес сайта не указан – клиент может быть наш, ему и уходит наше предложение.

Само собой, коммерческое предложение должно быть написано грамотно. Для этих целей рекомендую прочесть какую-либо книгу по написанию «сильных» оферт, например «Нейрокопирайтинг» Дениса Каплунова, «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.
Замечу, что не смотря на то, что конверсия таких «холодных» рассылок чрезвычайно мало (моя была на уровне 0,3%) – своих самых первых клиентов я находил именно так.

Сарафанное радио

Вот к чему нужно стремиться – чтобы вас рекомендовали, чтобы к вам возвращались. Для этого вы, как веб-разработчик, должны совмещать как отшлифованные навыки разработки, так и искусство общения с клиентом.

Я делал анализ выполненных мною проектов и знаете что повергло меня в легкий шок? Почти 70% выполненных проектов приходятся на клиентов, которым рекомендовали мои услуги, а также на вторичные заказы от уже заказывавших компаний. Т.е. через интернет меня выбирают 3 из 10 потенциальных заказчиков, а остальные идут по рекомендациям!
Это и есть то, к чему нужно стремиться начинающему фрилансеру.

Биржи фриланса

Есть платные, есть бесплатные. Из бесплатных могу выделить Яндекс.Услуги и Habr. Да, конкуренция большая, но и заказчиков много. Поэтому советую оформить личные кабинеты подобающе, настроить уведомления о новых заданиях и текстовую заготовку для отправки заказчику. Так будет больше шансов оказаться в числе первых претендентов на выполнение.

Вывод

Итак, мы рассмотрели ключевые, по-моему опыту, варианты поиска заказчиков на проекты. Вот почему уже несколько лет я не занимаюсь поиском заказчиков. Возможно, сейчас есть какие-то новые эффективные варианты разработки клиентской базы, рад буду услышать их от вас, а самыми лучшими поделиться в будущих статьях.

Кстати говоря, на веб-курсах Я,ВебАгентство, не только обучаю всем своим секретам разработки, но и делюсь с учениками готовой базой потенциальных заказчиков, не имеющих своего сайта – для каждого города России – своя база с тысячами фирм в удобном Excel-формате.